
Приобретение товаров через интернет регулируется Законом «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП). Проблемы, возникающие в результате удаленных покупок, разрешаются на основании этого закона.
В частности возврат товара, купленного дистанционно, осуществляется по правилам п.4 ст. 26.1 ЗОЗПП. Согласно ее положениям, покупатель имеет право отказаться от покупки в любой момент до передачи товара, а если передача уже состоялась – в течение 7 или 90 суток со дня передачи. Как это происходит, и от чего зависит срок, разберемся в статье.
7 дней или 3 месяца
По общему правилу срок возврата купленной через интернет вещи составляет 7 дней. Этот срок отсчитывается со следующего дня после доставки.
В рассматриваемый период входят выходные и праздничные дни. Отметим, что семидневный срок действует только в том случае, если при оформлении заказа продавец ознакомил покупателя с правилами отказа от сделки.
Информация о возврате товара размещается в личном кабинете, на главной странице интернет-магазина или «приходит» во вложенном письме вместе с посылкой.
Если же указанные сведения не были размещены на сайте, и продавец никаким другим способом не уведомил клиента о порядке отказа от сделки, срок на возврат составит 90 дней с даты получения заказа. Вернуть товар, купленный в интернете можно вне зависимости от его качества, без объяснения причин.
Как покупателю вернуть товар, купленный онлайн?
Для начала разъясним, что возвращать деньги должен продавец, а не торговая площадка, даже если средства переводились на ее банковские реквизиты. Это если речь идет о покупках на маркетплейсах.
Если интернет-магазин принадлежит одному продавцу, то к нему и следует предъявлять претензии. Эта позиция подтверждается и судебной практикой – гражданские дела № 8Г-11930/2022, № 02-0234/332/2017.
Сложности при отказе от покупки онлайн могут возникнуть лишь тогда, когда продавец отказывается принять товар и вернуть деньги добровольно. При обоюдном решении проблемы никаких разбирательств не потребуется. Средства поступают на счет покупателя в течение 10 дней.
Если же магазин не принимает товар, клиенту необходимо действовать следующим образом:
- Уточнить адрес продавца. Это нужно для того, чтобы вещь «вернулась» в нужные руки. На сайтах некоторых интернет-магазинов размещается информация о пунктах возврата. Как правило, это пункты самовывоза, откуда клиенты забирают покупки. Также многие торговые площадки размещают адреса и названия продавцов непосредственно в карточках товара. Как, например, это происходит на платформе «Вайлдберриз». На указанный адрес необходимо направить заявление с просьбой уточнить местонахождение продавца и возможность отказа от покупки.
- Составить претензию. Если продавец оставил первое заявление без внимания или ответил отказом, следует составить письменную претензию с требованием вернуть деньги и принять товар. К претензии прилагается копия паспорта покупателя и платежного документа. Если оплата проводилась через интернет-банк или платежный сервис, в качестве такого документа можно использовать скриншот соответствующей страницы.
- Подготовить товар. Следует вернуть ему первоначальный вид и поместить в упаковку, в которой он был получен. В упаковке обязательно должна находиться вся техническая документация, если таковая прилагалась.
- Описать вложение. Это поможет в дальнейшем доказать, какой именно предмет был возвращен в почтовом отправлении.
- Отправить посылку. Одновременно направляется и претензия. Ее можно вложить в саму посылку или в виде самостоятельного заказного письма.
Отправку посылки оплачивает сам покупатель. Продавец обязан вернуть оплату за товар, но при этом не обязан оплачивать его транспортировку. Кстати, это же утверждение справедливо и для доставки. Возвращая деньги, продавец вычтет из всей суммы ее стоимость. Этот момент особенно важен, если цена доставки сравнима с ценой покупки. Продавец не имеет право удерживать плату за транспортировку если товар оказался некачественным.
Например, покупатель приобрел электроплиту стоимостью 10 тыс.руб. и заказал у самого продавца доставку по городу. За доставку магазин запросит еще около 2-2,5 тыс.руб. Если плиту будет решено вернуть, то за повторную перевозку придется заплатить еще такую же сумму. Деньги за покупку продавец возвратит, но, в конце концов, значительная их часть будет уже израсходована на оплату транспортировки.
😱Нередко магазины требуют компенсацию за возврат в виде процента от стоимости покупки.
Например, на сайтах некоторых продавцов встречаются такие объявления: «В случае отказа покупателя от покупки продавец имеет право удержать от суммы товара компенсацию в размере 10% от стоимости».
👉 Такое поведение незаконно. Лучше всего подыскать другой магазин, а если сделка уже совершена, можно жаловаться в Роспотребнадзор. По закону продавец может компенсировать только стоимость транспортировки.
Как судиться с «дистанционным» продавцом
Суд проходит по общим правилам. Подсудность определяется по выбору истца. Он может подать иск в суд по месту собственной регистрации, по месту регистрации ответчика или в том населенном пункте, в котором состоялась купля-продажа.
Исковое заявление составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ. К нему прилагаются копии всех документов, ранее приложенных к претензии:
- паспорт истца;
- документы об оплате;
- почтовое уведомление об отправке посылки и претензии.
👨⚖️Государственная пошлина по делам о защите права потребителей не оплачивается.
Чаще всего суды удовлетворяют подобные иски. Поскольку закон прямо обязывает «дистанционного» продавца принять товар и вернуть за него деньги. После того как решение вступит в законную силу, истец получает исполнительный лист и приступает к исполнению. Сделать это можно самостоятельно или с помощью судебных приставов.
В случае самостоятельного исполнения покупателю потребуется информация о банковских счетах должника. Он получит ее, сделав соответствующий запрос в ФНС.
👮Налоговая служба предоставит письмо со списком всех банков, в которых обслуживается запрошенное лицо.
Заявитель выбирает из этого списка любой банк и передает туда исполнительный лист. Если на счетах должника имеются денежные средства, присужденная сумма в течение 3 дней переводится на счет взыскателя.
При отсутствии денег исполнительный лист возвращается покупателю, или же с его согласия переводится в «режим ожидания» до следующих денежных поступлений.