Нередки ситуации, когда подрядчик некачественно смонтировал кровлю, и она дает течь. Что делать в таком случае заказчику – требовать повторного ремонта или деньги за оплаченную работу? Куда обращаться и как привлечь подрядную организацию к ответственности – в нашей статье.
📝Нормативные стандарты
Правила обустройства кровель установлены СП 17.13330.2017 СНиП II-26-76 «Кровли», Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также частично Федеральным Законом 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно положениям указанных документов, при обустройстве кровли подрядчик обязан учитывать такие параметры, как:
- Безопасность покрытия, наличие противопожарных поясов.
- Возможность дополнительных нагрузок в соответствии СП 20.13330.
- Наличие гидро- и теплоизоляции. Толщина изоляционных плит должна рассчитываться для каждой кровли отдельно, в зависимости от вида стяжки и кровельного покрытия. Например, рубероид – 6-8 слоев, обмазочная изоляция – 2-3 мм и т.п.
- Ширина температурно-деформационых швов в зависимости от материала – 5-10 мм.
- Использование подходящих стяжек и утеплителей. Например, стяжки из асфальтобетона запрещено использовать на покрытиях из минеральной ваты и керамзита.
- Угол уклона. Из рулонных и битумных материалов – 25 градусов, из черепицы – не менее 22 градусов, из металлических листов – не менее 10 градусов и т.п.
Эти и многие другие нормы часто не соблюдаются мастерами, монтирующими кровлю, из-за чего возникают протечки, растрескивания покрытий и другие недостатки. Их обнаружение в течение гарантийного срока дает заказчику право на денежное возмещение или повторный ремонт за счет строительной организации.
👉Устанавливаем виновное лицо
Бывают случаи, когда в поломке виноват не подрядчик. Например, зимой в процессе очистки снега работники или жители здания повредили покрытие, из-за чего началась протечка. Чтобы точно определить, кто виноват, требуется визуальная проверка и строительно-техническая экспертиза.
Если экспертиза установит, что дефекты кровли возникли в результате некачественного монтажа, можно лично обратиться к руководителю строительной компании или мастеру, выполнявшему работы. Вполне возможно, что дефекты будут устранены добровольно, без обращения в суд. В случае отказа можно приступать к составлению претензии.
✍️Как составить претензию
Обращаться к подрядчику с требованием имеет смысл, пока не истек гарантии, указанный в договоре. Если договора не было или в нем не содержалось положение о гарантийном сроке – в течение 24 месяцев после подписания акта приемки.
Претензию кровельщикам пишут в свободной форме, направляют заказной почтой (с помощью уведомления можно будет подтвердить, что адресат действительно получил письмо) или передают лично представителю подрядчика. В последнем случае потребуется два экземпляра претензии. Один передается руководителю. На втором ставится «входящий штамп» организации или роспись принявшего лица. К претензии обязательно прилагают копию заключения экспертизы, договора и паспорта заказчика. Срок на ответ обычно составляет 10 дней.
Что можно требовать
Согласно ст. 18 ЗОЗПП, при некачественном оказании услуг, заказчик может требовать:
- Соразмерного снижения стоимости работ.
- Вернуть деньги за монтаж кровли с расторжением договора в одностороннем порядке.
- Возмещения расходов на ремонт кровли другой организацией.
- Безвозмездного устранения дефектов.
- Неустойку даже при добровольном устранении дефектов.
Требования заказчик выбирает по собственному усмотрению. Их указывают в претензии, а затем и в исковом заявлении. В дальнейшем требования можно поменять. Закон этого не запрещает. Если подрядчик ответит отказом или «промолчит» в ответ на претензию, следует обращаться в суд.
Иск составляют по правилам ст. 131 ГПК РФ и подают в суд по выбору истца:
- по месту его собственной регистрации;
- по месту оказания услуги (исполнения договора);
- по месту регистрации подрядчика.
К исковому заявлению прилагают копии:
- паспорта истца;
- паспорта и доверенности на представителя (если от его имени в суде участвует юрист или адвокат);
- претензии с подтверждением передачи ответчику;
- договора;
- платежных документов – чеков, квитанций, выписки банковского счета в случае безналичного расчета;
- заключения экспертизы.
Истец может предъявить суду и другие документы, которые, по его мнению, имеют значение для дела. О том какие есть права у истца читайте в нашей статьей.
💬Несколько слов о расторжении договора
К моменту подачи иска договор с подрядчиком фактически уже прекращает свое существование. Это может быть связано с истечением договорного срока действия либо односторонним отказом заказчика. Однако гарантийные обязательства подрядчика по-прежнему остаются действительными.
Так как строительная компания не исполняет эти самые обязательства, заказчик и настаивает на официальном расторжении договора с выплатой денежной компенсации. Требования о расторжении договора нужно предъявить в письменном виде. Это можно сделать сразу в претензии или в виде самостоятельного письма. Также имеет смысла составить проект соглашения о расторжении договора и приложить его к претензии или письму. Срок на ответ обязательно нужно указать. Например, как в претензии, 10 суток. Если этого не сделать, ответа придется ждать 30 дней и только после этого можно подавать в суд.
👨⚖️Когда и как суд выносит решение в пользу истца
Как правило, решения по подобным делам выносятся в пользу пострадавшей стороны. Однако для этого необходимо, чтобы экспертиза подтвердила, что дефекты возникли из-за нарушений подрядчиком строительных норм и правил.
Также необходимо наличие и других доказательств – платежных документов, договора, проектно-сметной документации и т.п. Самое заключение эксперта не является основным подтверждением. Суд рассматривает его в совокупности с другими обстоятельствами дела. Правильно подготовить полноценную доказательную базу поможет юрист.
Он поможет «безболезненно» выиграть спор с подрядчиком и реализовать исполнение судебного решения. Юрист найдет банк, в котором ответчик имеет действующий счет, предъявит исполнительный лист и добьется, чтобы истец максимально быстро получил все, что ему причитается.