Электросамокаты относятся к категории технически сложных товаров. Порядок их возврата имеет определенную специфику, которая отличается от возврата обычных товаров. Важно понимать, что требовать оплату от продавца покупатель может только в случае обнаружения недостатков. Качественный товар со сложными характеристиками вернуть в магазин нельзя.

👇Что может требовать покупатель

Варианты возмещения нарушенного права зависят от времени, которое прошло с момента покупки до дня возврата товара, а также от наличия или отсутствия гарантии производителя:

  1. До 15 дней с момента приобретения.
  2. После истечения 15 дней.
  3. Пока действует гарантийный срок.
  4. После окончания гарантийного срока.

Далее в отдельности рассмотрим каждый случай.

👉До и после 15 дней с момента приобретения

В такой ситуации покупатель вправе предъявить одно из трех требований:

  • отказаться от товара и получить назад оплаченные деньги;
  • настаивать на предоставлении аналогичного предмета без дефектов;
  • произвести обмен на другой товар, например, поменять неисправный электросамокат на велосипед;
  • произвести безвозмездный ремонт за счет продавца;
  • снизить покупную стоимость;
  • возместить расходы на ремонт.

Если недостатки обнаружились после истечения 15 дней, но до окончания гарантийного срока, владелец также может предъявить к магазину одну из указанных претензий. Однако требовать замены на аналог или полностью отказаться от покупки можно только в том случае, если электросамокат имеет значительные неустранимые дефекты, а также, если нарушены сроки гарантийного ремонта (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2018 г. № 46-КГ18-54).

👉Пока действует гарантийный срок

Продолжительность гарантийного срока указана в одноименном талоне или в техническом паспорте, которые покупатель получает от продавца после оплаты. В этих же документах указано название и адрес сервисного центра, который в конкретном населенном пункте занимается гарантийным ремонтом электросамокатов.

Итак, если с момента приобретения прошло более 15 дней, но гарантийный срок при этом еще не истек, покупатель имеет право обратиться с письменным требованием о проведении бесплатных восстановительных работ к:

  • продавцу;
  • производителю;
  • непосредственно в сервисный центр.

Направить такое требование можно заказной почтой с уведомлением или лично из рук в руки. В последнем случае необходимо подготовить два экземпляра. Один с копией гарантийного талона остается у получателя, на втором он ставит свою подпись, подтверждающую принятие, и возвращает заявителю. Продолжительность восстановительных работ по гарантии стороны согласовывают в договоре. Но в любом случае она не должна превышать 45 суток. 

👉Если истек срок гарантии или его не было вообще

В такой ситуации покупатель имеет право предъявить требования по качеству товара в течение двух лет с момента покупки. Данное правило установлено в п. 1 ст. 19 Закона РФ N 2300-1. Возврат бракованного электросамоката по истечении гарантийного срока возможен только, если,:

  • дефект носит неустранимый характер и возник в виду технических и конструктивных особенностей самоката, а не по вине владельца;
  • продавец отказался безвозмездно устранить недостатки.

При этом Закон РФ N 2300-1 не дает конкретных указаний, каким именно способом должны быть ликвидированы недостатки. Это может быть как замена отдельных запасных частей, так и всего электросамоката на другую модель (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17). 

Как установить наличие дефектов

Вне зависимости от сроков и оснований возврата электросамоката, владельцу необходимо зафиксировать дефекты. Делается это с помощью технической экспертизы. В дальнейшем заключение эксперта может использоваться, как доказательство, не только в досудебной борьбе с продавцом, но в случае обращения в суд.

✍️Как оформить требование

Любое требование, связанное с защитой права потребителя, оформляется в виде письменной претензии. Составляют документ в свободной форме.

Главное, чтобы в его содержании ясно читалось требование – возврат денег, возмещение расходов на ремонт, обмен товара на аналогичный, снижение покупной стоимости и т.д.

Срок на удовлетворение претензии обычно составляет 10 дней.

 Направить документ в магазин, как и заявление о проведении гарантийного ремонта, можно лично или заказной почтой. При отправке почтой десятидневный срок на ответ следует отчитывать не со дня отправки письма, а со дня его получения адресатом. 

К претензии прилагаются копии:

  • паспорта заявителя;
  • чека;
  • гарантийного талона (технического паспорта);
  • документации о гарантийном ремонте, если таковой проводился;
  • заключение экспертизы.

Покупатель может предъявить продавцу и другие документы, которые, по его мнению, имеют значение для разрешения разногласий.

👇Продавец не возвращает деньги – что делать

Если в течение 10 дней продавец ответил отказом на претензию или «промолчал», покупатель имеет право обращаться в суд с иском. Исковое требование может быть таким же, как в претензии – возврат оплаты, обмен, проведение безвозмездного ремонта и т.д.

Однако реалии таковы, что человека, обратившегося в суд, обмен и ремонт уже не интересуют. Ему нужны деньги. Поэтому в суд чаще всего к недобросовестным продавцам предъявляются иски именно о возврате денег.

Исковое заявление подают в районный или городской суд по месту нахождения магазина либо по месту проживания владельца.

К иску прилагаются те же документы, что и к претензии, только дополнительно – копия самой претензии с уведомлением или распиской (печатью), подтверждающей принятие. 

Требования о защите прав потребителей госпошлиной не облагаются.  

Заручившись поддержкой опытных юристов, вы не только сохраните нервы в борьбе с недобросовестным продавцом, но вернете все свои деньги. 

От PRAVOSMILE