Ремонт, как любая услуга должен отвечать требованиям СНиП и другим нормативным правилам. Если заказчик уверен, что ремонт произведен с нарушениями указанных стандартов, он имеет право на восстановление своих интересов. В статье расскажем, как вернуть деньги за ремонт балкона, если он сделан некачественно, куда обращаться и какие подготовить документы.

Нормативные требования к ремонту

Правила и порядок проведения восстановительных работ на балконах и лоджиях установлены:

  1. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»
  2. СНиП 2. 01. 07.
  3. ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия.
  4. Постановлением Госстроя №170 от 29.09.2003г.
  5. ГОСТ 30777-2012.

В указанной документации определены обязательные условия, которые необходимо соблюдать при возведении, переоборудовании или ремонте балконных конструкций. Из-за нарушения указанных требований  эксплуатация балкона становится невозможной, а иногда и опасной.

Что можно потребовать в случае некачественного ремонта

Согласно ст. 29 ЗОЗПП, заказчик имеет право:

  1. Настаивать на соразмерном снижении стоимости проведенных работ.
  2. Требовать возмещения расходов на повторный ремонт, выполненный заказчиком своими силами или с привлечением третьих лиц.
  3. Требовать безвозмездного устранения дефектов.

Отметим, что полностью вернуть деньги за некачественный ремонт балкона можно только в одном из двух случаев:

  1. Если исполнитель откажется добровольно устранить недостатки.
  2. Если недостатки окажутся существенными.

Критерии существенности недостатков определены в постановлении Пленума ВС РФ №17 от 28.06.2012г. Согласно его положениям существенным считается такой недостаток:

  • для устранения которого требуются несоразмерные затраты времени и денег. В частности, когда стоимость повторного ремонта окажется выше той цены, которую заказчик заплатил в первый раз;
  • который появляется снова и снова, даже несмотря на неоднократные попытки устранения.

Предъявить требования, связанные с качеством ремонта, можно в течение гарантийного срока, который установлен в договоре подряда.

При отсутствии условия о гарантийном сроке – в течение 5 лет с момента подписания акта выполненных работ (фактической приемки работ). Если продолжительность гарантии менее 5 лет, а недостатки выявились после ее завершения, заказчик также имеет право предъявить претензии к исполнителю в течение 5 лет с даты приемки работ.

Как вернуть деньги

Итак, если ремонт произведен с существенными недостатками или исполнитель отказался устранить их добровольно, заказчик должен зафиксировать наличие дефектов. Для этого организуют строительно-техническую экспертизу. Эксперт определит объем, характер нарушений, а также стоимость восстановительных работ.  

Если недостатки выявлены в процессе приемки, заказчик может подписать акт приемки, сделав на нем отметку о наличии дефектов, и в этом же акте вписать требование об их устранении. При отсутствии акта приемки, например, когда ремонт производился без договора, можно направить письменную претензию.

Если в течение срока, указанного на акте приемки или в претензии, исполнитель не предпринял никаких ответных мер, следует обращаться в суд.

Как отправить претензию

Этот документ составляется в свободной форме, главное, чтобы адресату была ясна суть требований – возврат денег, возмещение расходов на повторный ремонт, соразмерное снижение стоимости услуги и т.п.

Срок на выполнение предоставляют обычно 10 дней.

К претензии прилагают копию паспорта заказчика, копию договора (если есть) и заключения эксперта.

Документы можно направить заказной почтой с уведомлением, передать лично или отослать на электронную почту исполнителю  в виде сканированных копий. Если в течение отведенного срока противная сторона не предприняла ответных действий или вовсе ответила отказом, следует обращаться в суд.  

Подаем в суд

Иски, связанные с защитой прав потребителей рассматривают городские или районные суды общей юрисдикции.

Подсудность выбирает сам истец, то есть заказчик может подать заявление в суд по месту собственной регистрации, по месту регистрации ответчика или там, где совершилась сделка (проводился ремонт).

Государственную пошлину оплачивать не нужно, если цена иска меньше 1 млн., рублей.

Содержание и форма искового заявления должны соответствовать положениям ст. 131 ГПК РФ. Что касается искового требования, то оно может быть таким же, как в претензии.

Например, если заказчик ранее настаивал на снижении стоимости ремонта, то и при обращении в суд можно заявить такое же требование. Но закон не обязывать соблюдать такое единообразие. Истец имеет право заявить другое требование с учетом того, что оно «укладывается» в рамки ст. 29 ЗОЗПП.

К иску прилагаются те же документы, что и к претензии, а также копия самой претензии с доказательством того, что ее получил адресат. Это может быть второй экземпляр с соответствующей распиской или печатью или почтовое уведомление. Истец вправе предъявить суду и другую документацию, которая по его убеждению, может сыграть роль в решении спора. 

Через 5 дней после получения материалов из канцелярии суда, судья решает вопрос о принятии дела к производству. При отсутствии нареканий на ближайшее время назначается первое слушание. Если же иск содержи недочеты, заявителю дается время на их устранение.

На судебные заседания вызываются все участники спора. Продолжительность рассмотрения – 2 месяца. За это время суд выносит итоговое решение. Как правило, в пользу истца. Однако, если ответчику удастся доказать, что дефекты ремонта произошли не по его вине, выиграть такой иск заказчику навряд ли удастся.

Опорой в решении споров с подрядчиками станет опытный юрист, который не только проконсультирует, но и возьмет на себя участие в судебной тяжбе. 

От PRAVOSMILE