Врачебные ошибки при липосакции приводят не только к косметическим дефектам, но и могут нанести серьезный ущерб здоровью. Как защитить свои права и как оформить возврат денег за липосакцию, тем, кто оказался жертвой подобных ошибок – в нашем материале.

Законодательное регулирование

Правила и порядок оказания медицинских услуг установлены в следующих нормативных документах:

  • глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»;
  • Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • приказ Министерства здравоохранения от 31.05.2018 № 298н;
  • приказ Министерства здравоохранения от 8.10.2015 г. № 707н;
  •  приказ от 15.11.2012 года № 919н.

Согласно положениям указанных документов, любая манипуляция из области пластической хирургии должна быть направлена на устранение или минимизацию анатомических и функциональных недостатков, коррекцию внешнего вида пациента, в результате которых должно улучшиться его качество жизни.

Однако в некоторых случаях качество жизни не только не улучшается, но становится еще хуже, чем было до операции.

В такой ситуации человек имеет право на возмещение вреда. Выражаться такое возмещение может в следующих вариантах:

  1. В бесплатном проведении повторной операции.
  2. В соответствующем снижении стоимости услуг и возврате части оплаченной суммы;
  3. На проведение операции в другой клинике за счет средств виновной стороны (только при наличии медицинских показаний для повторного вмешательства).
  4. На получение неустойки в случае несвоевременного выполнения требований. 

Также пациент имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, заключенный с клиникой, и потребовать возврата всей стоимости услуги.

Кстати отказаться от услуги можно также и до ее получения. В таком случае клиент должен возместить клинике фактически понесенные расходы, а остальную часть денег ему возвращают.

Что делать, если пациент сам подписал договор

Многие клиники пластической хирургии используют «хитрые» договора, которыми они снимают с себя почти всю ответственность за результаты операции, переводя ее на пациента. Тексты соглашений составлены таким образом, что большинство непредсказуемых осложнений яко бы возникают по вине самого пациента.

На первый взгляд, кажется, что ничего странного в этом нет – человек прочитал договор, согласился с его условиями. Многие уверены, что подписав такой договор, пострадавший пациент лишается права на возмещение, ведь он сам во всем виноват.

Однако соглашения, которыми врачи «спихивают» всю ответственность на пациента, изначально считаются кабальными, то есть основанными на обмане, намеренном сокрытии значимых обстоятельств.

Согласно п.2 ст. 179 ГК РФ, суд по иску пострадавшей стороны признает такие сделки недействительными.

Положения ст. 167 ГК РФ указывают на то, что в случае недействительности сделки, каждая из сторон обязуется вернуть другой стороне все, полученное в рамках данного правоотношения. Кроме этого пострадавший пациент имеет право на возмещение морального вреда и всех сопутствующих материальных убытков.

Как доказать вину клиники

Перед тем, как ответить на этот вопрос, имеет смысл разъяснить, что под некачественной медицинской помощью понимается не субъективный взгляд пациента, когда ему просто не понравился результат, а именно физические осложнения – нагноение, аллергию, отмирание тканей и т.п. Только в этом случае может идти речь о врачебной ошибке и вине хирурга.

Единственный объективный и законный метод, позволяющий доказать или опровергнуть ошибку – это комплексная медицинская экспертиза.  

Пострадавшему необходимо обратиться в медицинское учреждение, имеющее лицензию на оказание подобных услуг. Эксперты не только определят наличие проблем, но и их происхождение. Специалисты смогут ответить на вопрос о том, кто виноват в начавшихся осложнениях – хирург или сам пациент. Заключение экспертизы можно использовать в суде, как доказательство.

Помимо экспертизы имеет смысл обратиться за консультацией еще к одному-двум специалистам в области пластической хирургии, чтобы они также подтвердили наличие и характер проблем.

Обращаемся в клинику с претензией

Итак, вы получили заключение экспертизы, которым установлено, что в послеоперационных осложнениях виноват хирург.

Теперь вам необходимо обратиться в клинику с требованием о возмещении – денежной выплате, проведении бесплатной операции или оплате операции в другом учреждении и т.п.

Требование выражается в виде письменной претензии за некачественную липосакцию. Ответ нарушитель должен предоставить в течение разумного срока.

Обычно это 10 дней после получения обращения от пострадавшей стороны. Претензию можно передать лично под расписку работнику канцелярии или приемной руководителя или направить заказной почтой. 

При отправке заказной почтой днем получения будет считаться поступления письма в адрес клиники.

Претензию можно составить в свободной форме, главное, чтобы из ее содержания была понятная суть требования – расторжение договора и возврат денег, безвозмездное проведение повторной операции, уменьшение стоимости и т.п.

К претензии прилагаются копии:

  • договора на оказание медицинской услуги;
  • протокола проведенной операции, выписного эпикриза;
  • квитанции и чеки об оплате;
  • заключения экспертизы;
  • медицинские справки, подтверждающие наличие осложнений и т.п.

После получения претензии клиника организует специальную комиссию, на которой будут изучены представленные документы.

При необходимости пациента могут пригласить для личной беседы и осмотра. В ходе такого осмотра будет приниматься решение о способе возмещения вреда – безвозмездной повторной операции, медикаментозного лечения, возврата денег за оказанную услугу и т.п.

Если клиника отказала в удовлетворении претензии или вообще не ответила на нее, пациент имеет право обратиться:

  1. Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Данные учреждения проведу комплексную проверку документов и самой клиники, после чего дадут заключение о том насколько грамотно была проведена операция.
  2. В суд. Путем подачи искового заявления можно взыскать деньги за операцию, моральный ущерб, требовать снижения стоимости и т.д.

Судебная тяжба с медицинским учреждением может продлиться несколько месяцев. Чтобы в этой борьбе сохранить время и нервы, имеет смысл заручиться поддержкой опытного юриста.   

От PRAVOSMILE